1. Перепишите предложения, составьте схемы . Определите смысловые отношения между частями бессоюзного...

Тематика Русский язык
Уровень 5 - 9 классы
Теги к тексту: русская литература смысловые отношения бессоюзное сложное предложение глагольные формы фонетические явления образование слов суффиксы морфемный анализ
0

  1. Перепишите предложения, составьте схемы . Определите смысловые отношения между частями бессоюзного сложного предложения. а) Я поднял глаза: на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка б) Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен в) Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад г) Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг. д) Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар 2) Подберем к глаголам одного вида однокоренные глаголы другого вида. Образуем новые слова с помощью суффиксов. Какие фонетические явления происходят в некоторых глаголах? завер-я-ть - завер - и - ть одол-ева-ть - . увлажн-я-ть - . Толк-а-ть - . Угощ - а - ть - . (ст//щ) Укрощ-а-ть - . (т//щ)

avatar
задан 6 месяцев назад

3 Ответа

0

  1. а) Я поднял глаза - на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Схема: Я поднял глаза - стояла девушка на крыше хаты в полосатом платье с распущенными косами - русалка.

б) Коля смутился - весь этот допрос был ему неприятен, тягостен. Схема: Коля смутился - допрос был ему неприятен, тягостен.

в) Я закрываю глаза и тогда вижу - вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Схема: Я закрываю глаза - вижу - отворяю калитку - вхожу в сад.

г) Только днем в саду было тихо - беспокойные птицы улетали на юг. Схема: Только днем в саду было тихо - птицы улетали на юг.

д) Вы видите - первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар. Схема: Вы видите - первый луч упал на каменную ограду - нагрел ее - от нее поднимается пар.

  1. одол-ева-ть - одол-и-ть увлажн-я-ть - увлажн-и-ть Толк-а-ть - толк-нуть Угощ - а - ть - угощ-ать (ст//щ) Укрощ-а-ть - укрощ-щать (т//щ)

avatar
ответил 6 месяцев назад
0

  1. а) Я поднял глаза - на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка. Схема: Я поднял глаза - девушка стояла на крыше хаты. Смысловые отношения: причина-следствие.

б) Коля смутился - весь этот допрос был ему неприятен, тягостен. Схема: Коля смутился - допрос был ему неприятен, тягостен. Смысловые отношения: причина-следствие.

в) Я закрываю глаза и тогда вижу - вот я отворяю калитку, вхожу в сад. Схема: Я закрываю глаза - я вижу - я отворяю калитку - я вхожу в сад. Смысловые отношения: последовательность действий.

г) Только днем в саду было тихо - беспокойные птицы улетали на юг. Схема: Днем в саду было тихо - птицы улетали на юг. Смысловые отношения: противопоставление.

д) Вы видите - первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар. Схема: Вы видите - луч упал на ограду - нагрел ее - от нее поднимается пар. Смысловые отношения: последовательность действий.

  1. одол-ева-ть - одол-и-ть увлажн-я-ть - увлажн-и-ть Толк-а-ть - толк-н-уть Угощ-а-ть - угощ-щ-ать Укрощ-а-ть - укрощ-и-ть

avatar
ответил 6 месяцев назад
0

  1. Давайте рассмотрим предложения и проанализируем смысловые отношения между частями каждого бессоюзного сложного предложения:

а) "Я поднял глаза: на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка." Схема: главная часть – [Я поднял глаза]; придаточная часть – [на крыше хаты стояла девушка в полосатом платье, с распущенными косами, настоящая русалка]. Смысловые отношения: причинно-следственные (поднятие глаз привело к тому, что была замечена девушка).

б) "Коля смутился: весь этот допрос был ему неприятен, тягостен." Схема: главная часть – [Коля смутился]; придаточная часть – [весь этот допрос был ему неприятен, тягостен]. Смысловые отношения: причинно-следственные (смущение Коли возникло из-за того, что допрос был неприятен).

в) "Я закрываю глаза и тогда вижу: вот я отворяю калитку, вхожу в сад." Схема: главная часть – [Я закрываю глаза и тогда вижу]; придаточная часть – [вот я отворяю калитку, вхожу в сад]. Смысловые отношения: временные (закрытие глаз и видение происходят последовательно).

г) "Только днем в саду было тихо: беспокойные птицы улетали на юг." Схема: главная часть – [Только днем в саду было тихо]; придаточная часть – [беспокойные птицы улетали на юг]. Смысловые отношения: причинно-следственные (тишина в саду из-за того, что птицы улетели).

д) "Вы видите: первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар." Схема: главная часть – [Вы видите]; придаточная часть – [первый луч упал на каменную ограду, нагрел ее, и от нее поднимается пар]. Смысловые отношения: объяснительные (описание процесса, который видят собеседники).

  1. Подбор однокоренных глаголов разного вида и анализ фонетических изменений:
  • заверять - заверить
  • одолевать - одолеть Фонетическое изменение: при образовании формы "одолеть" происходит смягчение последнего согласного.
  • увлажнять - увлажнить Фонетическое изменение: при образовании формы "увлажнить" происходит смягчение последнего согласного.
  • толкать - толкнуть Фонетическое изменение: при образовании формы "толкнуть" происходит смягчение последнего согласного и изменение корня слова.
  • угощать - угостить Фонетическое изменение: при образовании формы "угостить" происходит изменение согласного "щ" на "с".
  • укрощать - укротить Фонетическое изменение: при образовании формы "укротить" происходит изменение согласного "щ" на "т".

avatar
ответил 6 месяцев назад

Ваш ответ

Вопросы по теме