Прочитайте текст и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность...

функциональные стили научный стиль публицистический стиль художественный стиль лексика синтаксис примеры связь времен народная память русский язык природа история родник родина народ культура литература философия
0

Прочитайте текст и определите, к каким функциональным стилям они принадлежат. Докажите принадлежность их к данному стилю, приведя примеры. Определите способы изложения информации в текстах, характер лексики (например, общеупотребительная, термины, разговорная, фразеологизмы и т.д.); особенности синтаксиса (виды предложений). Приводя примеры из этих разделов языка, тексты можно не переписывать.

I. Научиться слышать голоса природы и истории - значит раздвинуть границы собственной жизни вглубь и вширь, в прошлое и в будущее, ощутить связь времен и, кроме того, приобщиться к подлинному бессмертию, в котором нет ничего ни иллюзорного, ни мистического. Ощущение связи времён - великая нравственная, творческая, никогда не иссякаемая сила. Она не утешает человека иллюзиями, она дает ему не слепую веру, а мужественную, неустрашимую уверенность в том, что от него самого зависит не исчезнуть бесследно, а остаться жить на земле. Бороздой, проложенной в поле, строкой, написанной в книге, в построенном им доме или в сложенной им песне, в детях, которых он родил и воспитал. В тепле, добытом им из - под земли, или в тепеле дружеского участия в судьбах тех, кто в этом нуждается. И если он помнит и чтит тех, кто до него пахал поле, складывал песни, писал книги, строил дома, воспитывал и учил детей, давал людям тепло, кормил их хлебом, если он помнит и чтит надежды, горе, счастье, искания, труды, борьбу прошедших поколений, если они для него не умерли, а живы в его памяти, значит, и будущие поколения тоже не забудут его, и он обретет бессмертие не в боге, а в живой народной памяти. (По С. Львову)

II. Русский язык открывается до конца лишь тому, кто кровно любит свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. Особенно ясными для меня стали эти мысли после встречи с одним лесником. Мы остановились у одного оконца - колодца и напились воды.

  • Родник! - сказал лесник. - Должно, Волга тоже начинается из такого оконца?
  • Да, должно быть, - согласился я.
  • Я большой любитель разбирать слова, - неожиданно сказал лесник и смущенно усмехнулся.
  • И вот, скажи на милость! Бывает же так, что пристанет к тебе одно слово и не дает покоя. Вы, говорят, вроде книги пишите?
  • Да, пишу.
  • А я вот как ни прикидываю, а редко какому слову найду объяснение.
  • А какое слово к вам привязалось сейчас? - спросил я.
  • Да вот этот самый "родник". Надо думать, получилось оно то того, что вода зарождается. Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ. Вы глядите, как это складно выходит - родник, родина, народ. (По К. Паустовскому)

avatar
задан 3 месяца назад

3 Ответа

0

Первый текст принадлежит к художественно-публицистическому стилю. Данное утверждение подтверждается использованием философских мыслей и образов, глубоким содержанием, наличием развернутых рассуждений о морали, творчестве, народной памяти. Лексика текста образована общеупотребительными словами, которые несут в себе философский и нравственный подтекст. Синтаксис предложений разнообразен - присутствуют сложные, сложносочиненные предложения, что придает тексту художественную выразительность.

Второй текст принадлежит к разговорному стилю. Это подтверждается использованием простой, доступной лексики, разговорных оборотов, выражений. Текст написан в форме диалога, что создает ощущение беседы, непринужденности. Синтаксис предложений также простой, четкий, что делает текст легким для восприятия и понимания.

avatar
ответил 3 месяца назад
0

I. Текст принадлежит к художественно-публицистическому стилю. В нем применяется выразительная лексика, фразеологизмы, сложные предложения, образные сравнения и метафоры. Приведены примеры: "проложенной в поле бороздой", "строкой, написанной в книге", "в тепле, добытом им из-под земли".

II. Текст принадлежит к публицистическому стилю. В нем используется разговорная лексика, диалогическая форма изложения, примеры из повседневной жизни. Приведены примеры: "Родник! - сказал лесник", "Родник родит реку, а река льется - течет через всю нашу матушку - землю, через всю родину, кормит народ".

avatar
ответил 3 месяца назад
0

Определение функционального стиля текста требует анализа различных аспектов, таких как лексика, синтаксис и цели изложения. Рассмотрим ваши тексты подробно.

Первый текст:

  1. Функциональный стиль:

    • Публицистический стиль. Текст нацелен на формирование мировоззрения, акцентирует внимание на связи поколений и значимости исторической памяти.
  2. Доказательства принадлежности:

    • Цель изложения: Воспитание ценностей и формирование сознания читателя.
    • Лексика: Общеупотребительная, с элементами высокого стиля (например, "подлинное бессмертие", "великая нравственная сила"). Нет сложных терминов или разговорных элементов.
    • Синтаксис: Используются сложные предложения с целью выразить глубину мысли и эмоциональную насыщенность. Например, сложноподчиненные предложения с перечислением ("Бороздой, проложенной в поле, строкой, написанной в книге.").
  3. Особенности:

    • Использование метафор и риторических вопросов для усиления эмоционального воздействия на читателя.

Второй текст:

  1. Функциональный стиль:

    • Художественный стиль. Текст описывает личные впечатления и переживания, связанные с языком и культурой.
  2. Доказательства принадлежности:

    • Цель изложения: Передача личных ощущений и красота языка через образные средства.
    • Лексика: Общеупотребительная с элементами разговорной речи. Используются художественные образы, такие как метафора "родник родит реку".
    • Синтаксис: Преобладают простые и сложные предложения, диалоговые конструкции. Это помогает создать атмосферу беседы и передать живость общения (например, "Родник! - сказал лесник").
  3. Особенности:

    • Использование элементов разговорной речи и диалога для придания тексту большей живости и естественности. Присутствуют элементы повествования и описание личных впечатлений, что характерно для художественного стиля.

В обоих текстах можно заметить акцент на культурные и исторические аспекты, но подход к изложению и цели различаются в зависимости от стиля.

avatar
ответил 3 месяца назад

Ваш ответ

Вопросы по теме